Четверг
27.04.2017
11:28
        

КИТ-ДВ

индустриальный туризм


 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Промышленность [41]
Заводы,фабрики,комбинаты
Учреждения [26]
Больницы,школы,лагеря
Убежища ГО [32]
бомбоубежища, защитные сооружения
Технические подземные объекты [15]
коллекторы,водохранилища, ливневки,шахты
Военное [75]
в/ч,гарнизоны,бункера
Прочее [30]
География
ЕАО (18)
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 25 » Биробиджанский завод сельскохозяйственного машиностроения «Дальсельмаш»
20:27
Биробиджанский завод сельскохозяйственного машиностроения «Дальсельмаш»
Биробиджанский завод сельскохозяйственного машиностроения «Дальсельмаш» - был пожалуй самым крупным предприятием в столице Еврейской автономной области. Он дал названия целому району города, улице, дачному массиву. Завод шефствовал над школой №10, имел три детских сада, свою турбазу, детский лагерь, стадион и жилые дома…
…1936 год. Вигдор Голынский, кондитер из Урмани, только накануне прибыл очередным эшелоном в Биробиджан. Наскоро устроившись с семейством в переселенческом бараке, Голынский отправился разыскивать обозный завод. На руках у него – отпечатанное на пишущей машинке направление. - Вы не скажите, где тут обозный? - Вон там, у сопочки. Вигдор Голынский миновал березовую релочку, перебрался по шаткому мостику через болото, обогнул озерко и поравнялся с сопкой. - А где же завод? – осведомился он у чубатого молодого парня, спешившего куда-то с закинутой на плечо лопатой. - Что значит где? Вот тут и будет завод, - засмеялся парень и ткнул черенком прижатой лопаты на озерко и ближнюю релку. Завод только начинали строить и не о каких комбайнах тогда речи не шло, в чертежах проектантов значился обозный завод призванный обеспечить ближние и дальние села пароконными и одноконными повозками. Дальневосточная природа немилостива. Обильные затяжные дожди то и дело пораждали жестокие паводки, и вода заливала открытые котлованы, подмывала фундаменты, сносила пробитые в болоте дороги. Но работы на строительстве не прекращались не на день. Возводились стены механического, деревообрабатывающего и кузнечного цехов. Официально Биробиджанский обозостроительный завод вступил в строй 1 января 1938 года. По случаю выпуска первой, распространяющей вокруг запах листвяка, повозки, на заводе состоялся многолюдный митинг. Изделия молодого предприятия отличались довольно высоким по тому времени качеством, были надежны в работе и внушительны с виду. Редко в каком дальневосточном колхозе и совхозе не было тогда повозки, изготовленной на Биробиджанском обозостроительном заводе. В 1939 г. начат выпуск автоприцепов ПВЭ грузоподъёмностью 2,8 тонны.. В годы великой отечественной войны вся продукция шла для нужд фронта, на заводе был оборудован литейный цех по производству пуль, а также освоено производство деталей к токарным станкам Всего за 1941-1945 гг. было выпущено 15,6 тыс. повозок, 1047 автоприцепов.
В послевоенное время завод осваивает новую продукцию – автомобильные и тракторные прицепы. Теперь уже села Приамурья получают отсюда новые полевые вагончики, крановые стогометатели, веялки-сортировки и другие машины. Предприятие переходит в ведение Министерства автотранспортного машиностроения и с 1955 года называется Биробиджанским заводом автотракторных прицепов. Но отступим пока ненамного от биографии завода… Дальневосточные земли славятся своим плодородием. Здесь можно выращивать обильные урожаи пшеницы, сои, риса, кукурузы и других культур. Можно… Но вот как собрать уже выращенный и ждущий своего часа урожай? На вторую половину июля и август, самую пору жатвы, приходится наибольшее количество осадков, вызывающих переувлажнение почвы. Как подступиться к разжиженному дождями полю? Тракторы увязают по самый двигатель и становятся совершенно беспомощны. Остается взять в руки литовку, серп и облачившись в болотные сапоги, действовать стародавним методом. Но это разве подходит многоотраслевому социалистическому хозяйству с его тысячегектарными массивами? Ясно, что нет. Об этих трудностях земледелия в Приамурье было озвучено еще в 1931 инженером Е.И. Ванеевым в своей книге «Биро-Биджан». Дальнему Востоку нужны были совершенно новые конструкции уборочных машин. Тогда после войны на Таганрогском комбайновом заводе под руководством Х.И. Изаксона были спроектированы самоходные комбайны СКГ-3 на гусеничном ходу. Этот исполин на широченных траках мог двигатся по любому переувлажненному массиву и очень полюбился дальневосточным механизаторам. Но вот комбайнов требуются сотни, не везти же их из Таганрога. Некоторое время уборочные машины начинает выпускать Хабаровский завод «Дальдизель», но в 1960 году по решению Госплана РСФСР Биробиджанский завод автотракторных прицепов переведен на выпуск самоходных гусеничных комбайнов СКГ-3. С этого времени предприятие получило новое название – «Дальсельмаш».
Естественно понадобилось коренная реконструкция предприятия: строительство новых производственных мощностей, подготовка кадров. Все делалось параллельно и в октябре 1960 бригада сборщиков собрала первый комбайн СКГ-3. На заводе было организовано головное конструкторское бюро по конструированию сельскохозяйственных машин для зон Дальнего Востока и Сибири и уже спустя год был создан самоходный силосоуборочный комбайн СКГС-2,6. В итоге на Дальнем Востоке биробиджанские гусеничные комбайны полностью вытеснили колесную технику. А молва о чудо-комбайне которому не страшна любая грязь разошлась по всей стране. Техника пошла работать на переувлажненных полях Прибалтики, Полесья, Украины, Кубани, Казахстана. В 1966 году «Дальсельмаш» участвует в международных выставках Москвы и японского города Осака. Комбайн СКГ-4 был удостоен диплома «За высокий научно-технический уровень». Комбайнами начинают интересоваться иностранные фирмы и начинаются поставки на экспорт. В одиннадцати странах работают биробиджанские комбайны. В 1969 г. завод переходит на выпуск нового более производительного комбайна СКД-5Р. Комбайн демонстрировался в 1970 г. на международной сельскохозяйственной выставке в г. Будапеште и был удостоен серебряной медали за высокий технический уровень и качество.
С 1969 до 1986 гг. предприятием были освоены 4 модификации комбайна на гусеничном ходу, а с 1986 г. совместно с Красноярским заводом комбайнов выпускали рисозерноуборочный комбайн «Енисей-1200P». «Дальсельмаш» выпускал 97% всех зерноуборочных комбайнов на гусеничном ходу, которые производились в стране. После распада Советского союза и перехода к рыночной предприятие постепенно стало терять свою прочность и былую славу. Потребность в комбайнах несколько сократилась. Нарушились традиционные экономические и договорные связи, как с поставщиками, так и с потребителями. В 1992 г. прекратился выпуск кормоуборочных комбайнов. Предприятие первым в области перешло на 4-х дневную рабочую неделю, ликвидировав полностью третью смену и частично вторую. В 1993 г. в результате приватизации предприятие было преобразовано в акционерное общество «Дальсельмаш». В 1994 г. предприятию выделена беспроцентная бюджетная ссуда для возобновления процесса производства комбайнов. На заводе разработали больше двух десятков технологий по изготовлению перспективных машин и механизмов для села. В 1997 г. был разработан и собран новый кормоуборочный комбайн «Амур-540П». В 1999 г. для хозяйств области была выпущена партия рисозерноуборочных комбайнов. Спрос на эти уникальные машины был, но рынок сбыта их развален. В 2004 г. предприятие преобразовано в ЗАО «Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш». В этом же году завод пережил стадию банкротства. Производственные площади начали сдавать в аренду. Денег на отопление и ремонт построенных еще в 60-е и уже обветшалых цехов не выделяли. 19 июля 2007 года в 12 часов 55 минут в механическом цехе № 2 произошло частичное обрушение кровли общей площадью свыше 1000 кв. метров. На заводе как раз заканчивался обеденный перерыв, группа рабочих в составе 7 человек, еще находились в одном из служебных вагончиков, расположенном в пятом пролете цеха, где как обычно проводили обеденное время. Шестеро человек погибли. "Оборудование "Дальсельмаша" - единственного крупного предприятия сельхозмашиностроения на Дальнем Востоке, сейчас частично продается, но в основном сдается в металлолом. В 1990 году завод выпустил 3000 комбайнов, в 2011-м - ни одного". (Журнал "Тракторы и сельхозмашины", № 7).
ДСМ с АРЗ ДСМ с сопки ДСМ Заводоуправление ДСМ
Иосиф Романович Бумагин командир пулемётного взвода 396-го стрелкового полка 135-й стрелковой дивизии 6-й армии 1-го Украинского фронта. Отличился при штурме города Бреслау (Вроцлав). 24 апреля 1945 года под шквальным огнем его взвод атаковал врага. Одну огневую точку И. Р. Бумагин забросал гранатами, вторую закрыл своим телом, что обеспечило успех наступления. Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.
Периметр завода огорожен, в местах отсутствия забора возведен временный в лучших традициях американского кино. Подсобные цеха еще арендуют часники. Один из бытовых корпусов занимает биробиджанский филиал ДальГАУ Мемориал на территории завода. 398 работников ДСМа ушли добровольцами или были призваны в 1941-1945 годах в Красную Армию. 57 из них геройски погибли в боях Великой Отечественной войны. Их имена высечены на памятнике, который был открыт на территории завода в канун 30-й годовщины Великой Победы. Основные цеха брошены и разграблены, для безопасности так же огорожены лентами и предупридительными надписями. Пожалуй это самое жуткое место где мне приходилось находиться. Чувство опасности там повсюду. То самое место где случилась трагедия 2007 года Гниют тысячи карточек, удостоверений, свидетельств... Вырезка из газеты ДСМ - "Камбайностроитель" за 16 июля 1993 года За всю историю существования заводом выпущено 54 228 тяжелых гусеничных комбайнов для 48 регионов бывшего СССР и 22 стран мира... Информация: - Н. Айзман "Рождение Дальсельмаша" - Газета "Биробиджанер Штерн" - Викимапия
Категория: Промышленность | Просмотров: 2396 | Теги: ЕАО, Биробиджан
Всего комментариев: 2
1  
Чувак!!! Классный фоторепортаж!!! Прочитал и как снова оказался в том жутком месте... Недаром оно кишит историческим материалом, и до сих пор хранит дух СССР. И я в кадре на одной из фоток - УРА! cool

0
2  
Спасибо Ромыч!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
КИТ-ДВ
Новости
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Copyright cvarnou © 2011-2017